Синдром Карлсона у детей – особенность психического развития, характеризующаяся наличием воображаемого друга. Персонаж – человек, животное, сказочное существо, литературный герой – создается воображением ребенка. Синдром проявляется эпизодами общения, игры, бытовых ритуалов с невидимым товарищем. Ребенок спрашивает, озвучивает просьбы, ставит дополнительную тарелку, делится одеждой, игрушками. Диагностика проводится методом беседы, наблюдения. Чрезмерно замкнутым, предпочитающим фантазии реальному миру детям требуется семейная, индивидуальная психотерапия.
Название синдрома возникло благодаря повести А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» о мальчике и воображаемом человечке, живущем на крыше. Особенность дружбы персонажей книги – встречи происходят при переживании одиночества, обиды, грусти ребенком. Общение с Карлсоном компенсирует мягкость, нерешительность Малыша, направлено против требований, запретов родителей. Синонимичные названия синдрома – невидимый друг, воображаемый партнер. Данная психологическая особенность проявляется у детей с 3 лет, к 6 годам симптомы исчезают. Информация о распространенности синдрома отсутствует – часто проявления не вызывают беспокойства родителей, проходят самостоятельно, не препятствуя развитию, социализации ребенка.
Синдром Карлсона у детейАктивное формирование воображения у детей становится основой для создания невидимого товарища. Отсутствие внешних стимулов, способных увлечь ребенка, делает фантазирование источником развлечений. Причинами выраженного синдрома Карлсона являются психологические проблемы. Выдуманный персонаж помогает справиться с негативными эмоциями, компенсирует недостающие личностные качества. Провоцирующими факторами являются:
Феномен придуманного спутника отслеживается на ранних этапах филогенеза – в ранние исторические времена воображаемые партнеры являлись сверхъестественными существами: духами, домашними богами, домовыми, ангелами-хранителями, музами. Оберегали, обеспечивали комфорт, помогали принимать важные решения, становились источниками вдохновения. В онтогенетическом развитии выдуманные друзья возникают у 3-6 летних детей, выполняют аналогичные функции. Основой синдрома Карлсона является интенсивное развитие воображения – функции мышления, реализующей отделение от конкретной ситуации, создание новых образов. Появление вымышленного товарища провоцируется психологическими проблемами различного типа – страхами, одиночеством, блокированными потребностями. Персонажу приписываются черты, позволяющие снизить чувство дискомфорта, компенсировать эмоциональную напряженность. Фантазийное общение, игры, бытовые ритуалы восстанавливают комфортное состояние ребенка.
Воображаемый товарищ – человек (ребенок, взрослый), животное, герой сказки, мифа, религиозного учения – наделяется определенным набором качеств, зависящих от особенностей психологической проблемы, составляющей основу синдрома. Дети, испытывающие страх, создают храброго, готового защищать персонажа. Чувство одиночества порождает доброго, общительного, веселого компаньона, готового играть, развлекаться. Товарищ, склонный к проказам, шалостям, приключениям компенсирует родительскую гиперопеку, строгие правила воспитания. Дети, страдающие от чувства вины, имеют партнера, способного поддержать, высказать одобрение, оправдать либо перенять вину.
Синдром Карлсона проявляется рассказами о придуманном партнере. Дети редко скрывают его существование в воображении, они организуют повседневные ритуалы, игры с учетом потребностей, желаний товарища. Во время приема пищи ставят дополнительный столовый прибор, просят маму дать еды, кладут вторую подушку, делят игрушки на двоих, озвучивают правила игры. Общаясь, подбадривают, осуждают, спорят с фантазийным персонажем. При ярко выраженной симптоматике дети большую часть времени проводят с вымышленным героем в ущерб реальным межличностным контактам.
Осложнение синдрома Карлсона – проблемы социальной адаптации. При выраженной клинической картине ребенок отказывается играть со сверстниками, не пытается подружиться, избегает контакта с матерью, отцом. Дружба-фантазия становится приоритетной – любая ситуация поддается контролю, является эмоционально комфортной. У детей 5-8 лет симптомы постепенно редуцируются. Уход в фантазии может закрепиться как способ психологической защиты, проявляться у подростков, взрослых. Он снижает социальную активность, препятствует установлению продуктивных межличностных контактов.
Большинство случаев синдрома Карлсона не становятся причиной обращения к врачу – у ребенка есть «особый» друг, но сохраняется социальная активность, интерес к общению с детьми, родителями. Постепенно выдуманная дружба заменяется реальными отношениями, учебой, спортом, творчеством. Вопрос о необходимости медицинской помощи возникает, когда ребенок замыкается, отказывается контактировать с людьми, не отделяет фантазию от реальности, не проявляет интереса к деятельности, свойственной возрасту (игры, учеба, творчество). Диагностика осуществляется врачом-психиатром, психологом, психотерапевтом. Используются следующие методы:
В детском возрасте дифференциальная диагностика не представляет сложности: основной симптом – наличие выдуманного персонажа – является уникальным. Эпизодические проявления синдрома Карлсона у пациентов подросткового, юношеского возраста требуют различения с галлюцинаторной, бредовой симптоматикой, характерной для шизофрении. Ключевой критерий – критическое восприятие «друга», различение реальности и фантазии. Дополнительно исследуются эмоционально-личностные черты, особенности мышления.
Если нафантазированная дружба не становится центральной в жизни ребенка, не заменяет общения с реальными людьми, то лечение не требуется. Симптомы проходят к концу дошкольного детства. Помощь психотерапевта необходима, когда синдром развивается на базе серьезных психических проблем – повышенной тревожности, неуверенности, страхов, подавленной агрессии, заниженной самооценки. Применяются:
Синдром Карлсона – проблема социального характера. Прогноз определяется готовностью родителей стать более внимательными к проблемам ребенка. Исход благоприятный – фантазийная дружба сменяется реальной. Профилактика основана на поддержании доверительных, доброжелательных семейных отношений, являющихся основой эмоционального комфорта ребенка. Развитие детского воображения необходимо поддерживать творческими занятиями – рисованием, моделированием, лепкой, играми. Важно помнить: выдуманный друг – помощник малыша. Нельзя ругать, наказывать за существующую дружбу. Ровное, спокойное отношение к фантазии без лишнего подыгрывания способствует постепенному самостоятельному исчезновению симптомов.
Вы можете поделиться своей историей болезни, что Вам помогло при лечении синдрома Карлсона у детей.
Источники
Заявки на обратный звонок обрабатываются с 7:00 до 20:00. Запросы, оставленные позже 20:00, будут обработаны на следующий день.