Задержка моторного развития – это запаздывание становления или недостаточное развитие двигательных функций у детей первого года жизни. Характеризуется отсутствием или более поздним появлением возрастных навыков: удержания головки, переворачивания, сидения, ползания, стояния, ходьбы. Отставание обнаруживается при физикальном обследовании (календарный метод). Из инструментальных исследований показана НСГ, церебральная КТ/МРТ, электромиография, ЭЭГ. При выявлении двигательной дисфункции рекомендуется раннее начало кинезитерапии, массажа, физиотерапии. Проводятся медикаментозные курсы.
Задержка моторного развития (ЗМР) ‒ формирование физиологических двигательных реакций c отставанием на 2 и более месяцев. Состояние психических и двигательных функций является основным критерием оценки здоровья ребенка. Своевременное освоение детьми раннего возраста новых статических и локомоторных навыков свидетельствует о правильном функционировании нервной и опорно-двигательной систем. Задержка моторного и психомоторного развития, напротив, указывает на двигательную недостаточность и мозговую дисфункцию. Распространенность ЗМР в детской популяции неизвестна, однако отмечается ее тесная корреляция с перинатальным поражением ЦНС.
Задержка моторного развитияСтатико-моторная недостаточность чаще всего является следствием перинатальной церебральной патологии, но также может быть связана с наследственными синдромами, сопутствующими заболеваниями. Основные причины задержки психомоторного развития:
Иногда встречается темповая ЗМР – она возникает при неудовлетворительном уходе за детьми, но быстро компенсируется при создании благоприятных условий. Факторы, замедляющие моторное развитие:
Группу риска по задержкам развития составляют следующие категории детей:
Вероятность последующего запаздывающего развития ребенка выше, если у матери наблюдалась хроническая экстрагенитальная патология (пиелонефрит, дисфункция ЩЖ, хронический бронхит), гестационные осложнения (поздний гестоз, фетоплацентарная недостаточность), неблагоприятное течение родов (преждевременные, быстрые, с применением щипцов или вакуум-экстрактора).
Основными мозговыми центрами, отвечающими за формирование двигательных функций, являются моторная и премоторная кора, задняя теменная кора, мозжечок, базальные ядра, красное ядро и др. Двигательная кора проходит сложное развитие в онтогенезе: борозды и слои образуются на 25-30-й неделе антенатального периода, извилины – к 39-40 неделям гестации. Формирование дополнительных безымянных извилин продолжается в течение 1-го года жизни.
Повреждение головного мозга, особенно его моторных зон, в период до 30-32 недель внутриутробного развития вызывает нарушение моторных функций в постнатальном периоде. Тяжесть двигательной дисфункции зависит от сроков, длительности и интенсивности действия повреждающего фактора. Наиболее часто двигательные расстройства представлены гипотоническим синдромом, спастическим парезом, мышечной дистонией, гиперкинезами, мышечной ригидностью, атаксией.
Известно, что ЦНС плода наиболее чувствительна к кислородной недостаточности, основными факторами которой выступают антенатальная гипоксия и интранатальная асфиксия. Кислородное голодание тканей сопровождается рядом микроциркуляторных (увеличение проницаемости капилляров) и метаболических (ацидоз) расстройств, приводящих в итоге к кровоизлиянию или ишемическому инфаркту мозга. У недоношенных младенцев эти явления усугубляются незрелостью НС и приспособительных реакций к моменту рождения.
Механизм церебрального повреждения может выражаться в мгновенной гибели нейронов (нейрональный некроз) или отсроченной клеточной смерти (апоптоз). В последнем случае при раннем начале лечения и реабилитации патологические процессы могут быть обратимы, а задержка моторного развития – преодолима.
Степень задержки моторного развития оценивают по количеству возрастных интервалов, на которые оно запаздывает. На этом основании различают 3 степени:
Кроме этого, задержка моторного развития может быть общей (запаздывает приобретение ребенком всех двигательных навыков) или парциальной (одна конечность работает хуже другой – например, при акушерском парезе руки, параплегии).
О задержке моторного развития принято говорить, если двигательные навыки ребенка не формируются в нормативные сроки. Предикторами нарушенного онтогенеза в период новорожденности могут являться вялость, отсутствие хаотичной двигательной активности, сниженная реакция на раздражители (свет, звук), неактивное сосание или отказ от груди. Основные ориентиры, позволяющие заподозрить ЗМР у ребенка:
Сопутствующими неврологическими синдромами при ЗМР выступают диффузная мышечная гипотония или гипертонус конечностей, внутричерепная гипертензия, вегетативная дисфункция, гипервозбудимость. Исходом тяжелых перинатальных патологий может быть ДЦП.
Задержка моторного развития вторично влечет за собой торможение психического развития, поскольку двигательная активность и манипулятивная деятельность являются основой познания окружающего мира. Кроме ЗПР, у детей с моторной недостаточностью часто отмечается задержка развития речи, дизартрия, моторная алалия. Нарушение статических и моторных функций ограничивает сенсомоторное развитие, формирование более сложных и дифференцированных двигательных навыков, мелкой моторики.
В дошкольном детстве дети с ЗМР плохо координируют движения рук и ног, с трудом спускаются по лестнице, не могут устоять на одно ноге, самостоятельно одеться и раздеться. У них запаздывает формирование навыков опрятности и гигиены. Ребенок растет инфантильным, ощущает свою беспомощность в отсутствии родителей и других взрослых, испытывает сложности адаптации к новым условиям, саморегуляции поведения.
Задача выявить наличие задержки моторного развития и ее причины ложится на участковых педиатров и детских неврологов, наблюдающих малыша в динамике. При первом осмотре внимательно изучается перинатальный анамнез, исследуются росто-весовые характеристики, рефлексы, состояние мышечного тонуса, физиологические моторные реакции. У грудничков с ЗМР отмечается более позднее появление цепных симметричных рефлексов, запаздывание редукции безусловных рефлексов. Для определения тяжести и последствий перинатальных поражений ЦНС проводится:
ЗМР требует своевременного выявления и начала терапии. Мозг детей обладает высокой нейропластичностью, поэтому компенсаторные возможности на первом году жизни чрезвычайно велики. В лечении применяется комплексный подход с проведением медикаментозных курсов, физиопроцедур, массажа, лечебной гимнастики:
Дальнейшее моторное развитие ребенка зависит от причин задержки, сроков начала терапии, регулярности реабилитационных курсов. Темповые задержки успешно компенсируются после устранения неблагоприятного фактора. При ЗМР наиболее заметные результаты достигаются при активном лечении с первых месяцев жизни. В случае критического церебрального повреждения или нерегулярной терапии возможны тяжелые двигательные расстройства, инвалидность.
Профилактика задержек моторного развития предполагает антенатальную охрану плода, бережное родоразрешение. Необходимо проведение планового патронажа ребенка 1-го жизни с целью выявления неблагополучия в психомоторном развитии.
Вы можете поделиться своей историей болезни, что Вам помогло при лечении задержки моторного развития.
Источники
Заявки на обратный звонок обрабатываются с 7:00 до 20:00. Запросы, оставленные позже 20:00, будут обработаны на следующий день.