Специфические расстройства развития школьных навыков (СРРШН) – нарушения формирования навыков чтения, письма, счета, связанные с трудностями обработки когнитивной информации. Исключаются проблемы обучения на фоне олигофрении, задержки психического развития, тяжелой патологии или травмы ЦНС. Расстройства проявляются нарастающим запаздыванием в развитии умения считать, выполнять арифметические операции, читать, переводить устную речь в письменную и обратно, выражать письменно свои мысли. Диагностика предполагает клиническое обследование психиатром, проведение нейропсихологических проб, патопсихологических тестов. Лечение осуществляется методами нейропсихологической коррекции, коррекции обучением.
Формирование школьных навыков определяется качеством преподавания, скоростью и легкостью усвоения. В любой образовательной системе в группах детей одного возраста существует разброс темпов развития. У некоторых школьников недостаточность отмечается в специфических навыках при нормальном уровне общего интеллектуального развития. Отличительные свойства СРРШН – специфичность и значительное отставание в усвоении учебных навыков по сравнению с остальными детьми данной возрастной группы. Существуют эпидемиологические данные о дислексии: распространенность нарушения чтения среди школьников составляет 4-10%, чаще встречается среди мальчиков. Точной информации о других видах расстройств нет, половая предрасположенность не выявлена.
Специфические расстройства развития школьных навыковЕдиного мнения о причинах расстройств не существует. Выделяют несколько групп этиологических факторов:
Физиологическим субстратом специфических расстройств развития школьных навыков является дисфункция определенных отделов коры головного мозга. Как следствие затрудняется восприятие и обработка когнитивной (познавательной) информации. Нарушения речи, письма, чтения могут быть связаны с перемещением языковой латерализации в менее дифференцированное в отношении данной функции полушарие. Вторичные расстройства провоцируются постнатальными органическими поражениями левого полушария, области мозолистого тела (блокируется передача зрительной информации из правого полушария в левое). Нарушения счета связаны с неудержанием программы, потерей элементов – характерными признаками дисфункции передних отделов левого полушария.
При СРРШН приобретение навыков затруднено с ранних этапов развития ребенка, не связано с экстремальными внешними и внутренними факторами. По мере взросления тип расстройств изменяется. У дошкольников определяется задержка речевого развития, трудности обработки слуховой информации. В школьном возрасте эти проблемы нивелируются, на первый план выходит специфическое отставание чтения. В подростковом и юношеском возрасте определяются нарушения спеллингования, письма.
Специфические расстройства развития школьных навыков классифицируются по клиническим проявлениям. В зависимости от доминирующего нарушения выделяют:
При дислексии затруднено узнавание слов, понимание предложений. Дети с трудом различают отдельные буквы, не всегда могут определить начало и конец предложения. Нарушено запоминание названий букв, соответствующих звуков. При чтении ребенок переставляет буквы в слове, слова в предложении. Затруднено воспроизведение слов по буквам. Постепенно чтение формируется, но не имеет интонации. Озвученный текст остается не понятым, оперирование полученной информацией невозможно.
Расстройство спеллингования чаще всего проявляется нарушением письма. Дети не способны произносить слова по слогам, писать без ошибок. Определяется нарушения чередования букв, трудности в разделении слова на приставку, суффикс, окончание. Навык чтения, понимание прочитанного в норме. Имеются затруднения в выражении мыслей, построении монолога. Письменная и устная речь с большим количеством грамматических, смысловых ошибок, но фонетически развита нормально.
При нарушении счета определяются трудности овладения арифметическими операциями, прямым и обратным счетом. Ребенок плохо запоминает последовательность арифметических операций, не понимает вербальные и зрительные символы. Нарушена пространственная организация вычислений, затруднено выстраивание чисел по порядку. Слуховые, вербальные способности сохранны, но запомнить таблицу умножения, простые формулы очень тяжело. Обнаруживаются трудности понимания численных категорий (десятков, сотен, тысяч), дробей, соотношений «больше», «меньше», «равно» с применением чисел.
Специфические расстройства развития школьных навыков в отсутствии своевременной коррекции осложняются вторичными эмоциональными и поведенческими отклонениями. Дети осознают свое неумение, стараются избегать ситуаций, где требуется применение чтения, счета или письма. Они тревожно реагируют на замечания взрослых, боятся насмешек со стороны сверстников. Тяжелые случаи характеризуются выраженной агрессивностью, нарушениями норм морали, правил поведения. Сопутствующими проблемами становятся прогулы уроков, плохая успеваемость по всем предметам. Отчуждение, отчаяние проявляются депрессивными расстройствами, асоциальными поступками.
Диагностика специфических расстройств развития школьных навыков выполняется на основе психолого-педагогического тестирования. Определением диагностических критериев занимается детский психиатр. Комплексное обследование ребенка включает:
Для дифференциальной диагностики назначаются обследования у невролога, отоларинголога, окулиста, аудиолога. Результаты позволяют исключить поражения нервной системы, черепно-мозговые травмы, расстройства зрения, слуха как причину несформированности школьных навыков. Умственная отсталость, задержка психического развития исключаются по данным исследования интеллекта, способности к обучению.
Лечение направлено на коррекцию нарушенных навыков. Дополнительно проводятся мероприятия, нацеленные на устранение эмоциональных и поведенческих расстройств. Используются следующие методы:
Прогноз специфических расстройств школьных навыков зависит от тяжести нарушения, вовлеченности эмоций, поведения, своевременности начала психолого-педагогической помощи. Коррекция нарушений в начальных классах дает более успешный результат. К подростковому возрасту теряется интерес к учебе, закрепляется социальное положение «отстающего», мотивация к лечению низкая.
Профилактика СРРШН заключается во внимательном отношении родителей к школьной успеваемости, замечаниям педагогов. При затруднениях освоения программы важно сохранить уважительное отношение: ребенка нельзя ругать, унижать, сравнивать с другими. Необходимо вселить уверенность в собственных силах, создать комфортные условия для выполнения домашней работы. При подозрении на СРРШН сразу обратиться к врачу, детскому психологу.
Вы можете поделиться своей историей болезни, что Вам помогло при лечении специфических расстройств развития школьных навыков.
Источники
Заявки на обратный звонок обрабатываются с 7:00 до 20:00. Запросы, оставленные позже 20:00, будут обработаны на следующий день.