Шизотипический диатез – это психоневрологический симптомокомплекс, отражающий специфическое измененное развитие психики у детей раннего возраста. Указывает на предрасположенность к шизофрении, РДА. Проявляется парциальной задержкой и акселерацией темпов, нарушением последовательности, плавности развития, диссинхронией, асинхронией, парадоксальностью и амбивалентностью функций. Диагностика включает осмотр невролога, ЭЭГ, консультацию психиатра, психологическое тестирование. Лечение основывается на психокоррекционных занятиях, позволяющих гармонизировать отстающие функции, синхронизировать процесс развития.
Диатез – конституциональная предрасположенность организма к болезни как результат физиологических особенностей. Относится к пограничным состояниям, при воздействии неблагоприятных эндогенных и экзогенных факторов трансформируется в заболевание. Диагноз шизотипический диатез (ШД) ставят детям группы риска по развитию шизофрении, раннего детского аутизма, шизоидного расстройства личности.
Синонимичные названия – нейропсихическая дезинтеграция, нейроинтегративный дефект, феномен дефицита переработки информации и внимания. Распространенность данного симптомокомплекса среди детей от рождения до 3 лет составляет 1,2-1,6%. Шизофрения в дальнейшем определяется у 50%.
Шизотипический диатезПредрасположенность ребенка к психическим заболеваниям возникает на базе наследственных, врожденных и/или приобретенных свойств, реализующих психотические реакции, неравномерность, дисгармоничность развития. Шизотипический диатез диагностируется в раннем возрасте, исследование этиологии ограничено биологическими факторами и первым социальным опытом ребенка. Причинами развития «предболезни» являются:
Шизотипический диатез является формой психического дизонтогенеза, основанного на отклонении темпа и искажении созревания функций головного мозга. Дисгармоничность процесса чаще проявляется изменением правильной последовательности этапов развития, реже – акселерацией и задержкой. Во всех случаях возникает диссоциация психических функций. Наблюдаются три феномена: переслаивание – одновременное существование разных по степени развитости функций и систем; парадоксальность – эмоциональная сверхчувствительность сочетается со сниженной восприимчивостью к внешним раздражителям; амбивалентность – двойственность, разнонаправленность психических проявлений.
В психике ребенка сохраняются способы функционирования, свойственные более раннему этапу развития, оживают архаичные функции. В результате «информационной перегрузки» нарушаются связи между новыми и старыми звеньями психики, искажается информация сенсорных каналов. Происходит диссоциация высших форм поведения, обусловленных функционированием коры, и адаптивных реакций подкоркового происхождения.
В медицинской практике данная классификация используется с целью составления прогноза, подбора лечебных и коррекционных мероприятий. Разделение основано на степени выраженности клинической картины, косвенно отражает характер течения, возрастной «пик», вероятность редукции нарушений, перехода в шизофрению, ранний детский аутизм, шизоидное расстройство личности. Существует три варианта шизотипического диатеза:
Психические отклонения выявляются с перового месяца жизни. У младенцев симптомы определяются в структуре условно-безусловных реакций, системе взаимодействия мать-дитя, пищевых ритуалах, психовегетативных функциях. Дети беспокойно спят, после пробуждения плачут, кричат. Биологические ритмы дня и ночи долго не устанавливаются.
Аппетит часто сниженный, но может наблюдаться обжорство с последующими обильными срыгиваниями, рвотой. Инстинкт самосохранения снижен или извращен, при появлении новых игрушек, людей, ситуаций легко возникает паника. Комплекс оживления неадекватен, реакции слабые либо чрезмерные, радость быстро сменяется криком. Эмоциональные ответы не соответствуют ситуации, например, ребенок плачет при приближении матери, радуется на руках у незнакомого человека.
В период раннего детства симптомы становятся более яркими. Нарушения аппетита проявляются анорексией, патологической избирательностью пищи. Аффективные расстройства приобретают большую дифференцированность, преобладают депрессивные состояния с дисфорией – ребенок подавлен, апатичен, часто озлоблен, угрюм. Легко формируются страхи, фобии, панические атаки, ночные кошмары.
Как защита возникают ритуальные действия, своеобразно, причудливо связанные с пугающей ситуацией. Игра отличается стереотипностью, эмоциональной одержимостью, необычными перевоплощениями ребенка, активным использованием предметов неигрового назначения. Малыш может находиться в образе длительное время, «отключаясь» от реальности, не реагируя на обращения взрослых. После 2-2,5 лет возникает нарушение самоидентификации – ребенок не определяет свой пол, возраст, не может рассказать о себе.
В когнитивной сфере на первый план выходят нарушения целенаправленности внимания и селективности восприятия. Ребенок замечает второстепенные признаки окружающих предметов, элементы происходящих событий. Мышление становится «оригинальным», «нестандартным», возникают трудности различения одушевленного и неодушевленного (феномен протодиакризиса). Данные особенности отражаются на поведении: малыш отказывается обувать ботинок – «ему больно», не ест продукты красного цвета – «они горячие».
Поступки отличаются парадоксальностью, избирательностью, амбитендентностью. Например, пассивность и апатичность сменяются неутомимостью и упорством. Часто наблюдаются нарушения речи – истинные и ложные задержки, элективный мутизм, эхолалии, речевые стереотипии, неологизмы, заикание. В дошкольном возрасте отмечаются нарушения социального поведения. Ребенок демонстрирует ненависть к матери, сменяющуюся патологической привязанностью, в общении со сверстниками агрессивен, скрытен, равнодушен, боязлив. Крайняя форма безразличия к окружающим проявляется псевдослепотой и псевдоглухотой.
Выраженность ШД меняется в течение первых трех лет жизни ребенка. Если симптомы сохраняются дольше этого периода, происходит их трансформация в шизоидные черты характера. У школьников диагностируются акцентуации, психопатии (шизоидии), в тяжелых случаях сочетающиеся с первичными психотическими симптомами. У дошкольников с психическим диатезом может быть выявлен РДА. Дети всех возрастов имеют повышенный риск шизофрении. Расстройства данного спектра характеризуются нарушениями социальной адаптации. РДА, тяжелые формы психопатии, шизофрения приводят к формированию когнитивного дефицита.
Шизотипический диатез проявляется единством неврологических и психических нарушений. Его раннее выявление позволяет своевременно начать лечение и снизить вероятность развития психических заболеваний. Диагностикой занимается группа специалистов – невролог, психиатр, психолог. Комплексный подход к обследованию включает применение клинических, физикальных и инструментальных методов. Проводятся следующие процедуры:
Важной задачей терапии является восстановление равномерности онтогенетического развития. Усилия специалистов направлены на коррекцию дисгармоничности психических процессов, формирование социальных навыков. Комплекс лечебных мероприятий подбирается индивидуально с учетом возраста ребенка, выраженности симптомов. В общую программу терапии включаются:
Прогноз зависит от выраженности симптоматики, продолжительности течения, своевременности и адекватности лечения. Благоприятный исход наиболее вероятен при проявлении отдельных признаков дизонтогенеза до трехлетнего возраста. Профилактические меры разработаны слабо, так как зачастую причиной является наследственный фактор. Снизить риск можно с помощью традиционных способов воспитания, включающих соблюдение режима дня, постепенное обучение бытовым навыкам, гигиеническим процедурам, одобрение и поддержку родителей. От экспериментальных методов раннего развития (иностранные языки, шахматы, чтение) стоит отказаться.
Вы можете поделиться своей историей болезни, что Вам помогло при лечении шизотипического диатеза.
Источники
Заявки на обратный звонок обрабатываются с 7:00 до 20:00. Запросы, оставленные позже 20:00, будут обработаны на следующий день.