Отказ от школы – форма тревожного поведения, характеризующаяся стойким уклонением от посещения учебного заведения. Проявляется открытым нежеланием ребенка покидать квартиру, входить в здание школы (спортивного центра, творческой студии). Сопутствующие симптомы: тревожность, страхи, психосоматические реакции. Диагностика проводится путем беседы, психологического тестирования. Коррекция выполняется методами поведенческой психотерапии, дополняется медикаментозным лечением – применением транквилизаторов, трициклических антидепрессантов, ингибиторов обратного захвата серотонина.
Отказ от школы – распространенная жалоба, основой которой является невротическое расстройство: школьная фобия, страх материнской разлуки, социофобия. Стойкое нежелание ходить в школу становится частой причиной посещения врача. Проблема не остается внутри семьи, вовлекаются педагоги, представители социальных служб. Пиковые периоды поведенческого нарушения – начало школьного обучения, возраст 13-15 лет, смена школы. Распространенность колеблется, составляет до 0,7%. Тяжелые, трудно поддающиеся коррекции случаи характерны для подростков. Младшие школьники восприимчивы к воспитательным мерам, отказ удается предотвратить усилиями родителей, учителей.
Отказ от школыПол ребенка, уровень интеллектуального развития, социально-экономическое положение семьи не оказывают влияния на возникновение данного поведенческого симптома. Формированию отказа способствуют микросоциальные факторы: трудности межличностных взаимоотношений, конфликты, тревожные характерологические черты, сформировавшиеся как результат общения. Возможные причины:
Патогенетическая основа отказа от школы – расстройство невротического характера. Среди школьников младших классов наиболее распространено тревожное расстройство, вызванное разлукой. Страх ребенка подкрепляется отсутствием настойчивости со стороны родителей. Слабость дисциплинарных требований реализуется через неумение накладывать ограничения, разделение детского чувства тревоги. В старшем возрасте преобладают специфические фобии: страх школы, общения, открытых пространств, встречи с конкретным человеком (педагогом, одноклассником). Формально причина может быть другой, дети заявляют о нежелании учиться, плохом самочувствии. Отсутствие родительской, педагогической, психологической помощи – фактор развития «хронического» отказа: чем дольше ребенок не посещает уроки, тем быстрее нарастает аутизация, тревожные, депрессивные симптомы.
Основное проявление – стойкие ежедневные отказы посещать школу. Ребенок открыто заявляет о своем нежелании, остается дома либо возвращается из школы до начала уроков. Причины могут быть озвучены: боязнь разлучиться с мамой, выйти из квартиры, оказаться на улице, встретить обидчиков, получить плохую отметку. «Маскированный» отказ проявляется психосоматическим ухудшением самочувствия: головной, абдоминальной болью, общим недомоганием, тошнотой, рвотой, повышенной температурой. Симптомы возникают по будням, непосредственно перед посещением школы. Выходные, каникулы сопровождаются нормальным самочувствием, ребенок остается веселым, подвижным. Попытки родителей заставить ребенка посещать занятия провоцируют слезы, мольбы, гнев, физическое сопротивление, агрессию.
Отказ от школы проявляется внезапно либо постепенно. Ребенок пропускает все учебные дни подряд или пропуски постепенно учащаются от одного до пяти-шести дней за неделю. Факторами, усиливающими нежелание посещать учебное заведение, являются смена учителя, школы, потеря друга, длительная болезнь. У подростков начало отказа бывает скрытым – постепенно снижается заинтересованность активной деятельностью, общением. Дебюты, рецидивы провоцируются длительными выходными, каникулами. Отказ посещать только школу ассоциируется со страхом общения, издевательств сверстников. Дети, боящиеся разлуки, отказываются ходить на спортивные секции, занятия творческих студий, дружеские встречи.
Осложнением отказа от школы являются невротические расстройства, психопатологические изменения личности. Отсутствие профессиональной коррекции способствует развитию замкнутости, нарастанию тревожности, депрессии. Домашнее обучение не является решением проблемы – эмоциональные нарушения, составляющие ее основу, усиливаются. Наиболее вероятны осложнения при отказе выходить из дома – снижаются коммуникативные способности ребенка, заинтересованность социальными процессами, познанием нового. В подростковом возрасте формируется шизоидное, психастеническое расстройство личности, возникает риск социальной дезадаптации.
При обращении родителей с жалобой на отказ от школы выполняется диагностика эмоционального расстройства, являющегося основой данного симптома. Первичное обследование осуществляется педиатром, специфическое – врачом-психиатром, медицинским психологом. Используются клинические методы: опрос родителей, ребенка, наблюдение за поведением. Дополнительно проводится психодиагностика: исследуется эмоциональная, личностная сфера, применяются проективные тесты, опросники. Выполняется дифференциация отказа и ряда других состояний:
При первых пропусках школьных занятий скорректировать поведение ребенка удается усилиями учителей, родителей. Важна последовательность, твердость намерения старших вернуть привычный график ученика. Повышенная тревожность ребенка, продолжительное отсутствие на уроках требует помощи психологов, психиатра. Коррекция поведения выполняется следующими методами:
Прогноз отказа в большинстве случаев благоприятный, 70% детей возобновляют регулярное посещение уроков. Успешный исход наиболее вероятен у младших школьников, при слабой выраженности симптомов, раннем вмешательстве родителей, педагогов, психологов. Профилактика базируется на положительном отношении к школе родителей, наличии дисциплинированности. Эмоциональная стабильность матери, твердость решений отца позволяют предупредить формирование отказа от школы. Важно демонстрировать ребенку спокойствие, расставаясь, подчеркивать временность разлуки, делится собственными интересными школьными историями.
Вы можете поделиться своей историей болезни, что Вам помогло при лечении отказа от школы.
Источники
Заявки на обратный звонок обрабатываются с 7:00 до 20:00. Запросы, оставленные позже 20:00, будут обработаны на следующий день.