Моббинг в школе – это тип отношений между детьми, при котором существует группа агрессоров, систематически и целенаправленно преследующих жертву с целью морально-психологического, физического исключения ее из класса, школы. Поведение «мобберов» включает упреки, брань, оскорбления, публичное высмеивание, сплетни, наговоры, шантаж, кражи, различные формы физического насилия, от пинков, унижающих ребенка, до жесткого избиения, приносящего вред здоровью. Диагностика выполняется методом наблюдения, беседы, документального сбора информации. Для устранения моббинга проводятся классные часы, тренинги, нацеленные на коррекцию поведения группы.
Термин «моббинг» пришел в науку из английского языка, слово «моб» переводится как толпа. Изначально он активно использовался биологами при описании групповой активности животных, атакующих одинокого хищника-агрессора либо представителя собственного вида, отличного от остальных. Моббинг у людей – психологическая и физическая травля одного человека, исходящая от группы. Встречается среди детей, взрослых, в любых коллективах с классической структурой, где есть лидер, активисты, исполнители. В школе такой вид поведения наиболее распространен и подробно исследован. По данным статистики, травле подвергались около 44% учеников средних классов, 27% старшеклассников.
Моббинг в школеФормальным основанием для травли может стать любая особенность школьника, отличающая его от других – успешность в учебе, ношение очков, наличие дорогостоящего телефона, ориентированность на поступление в ВУЗ, внешние отличия (лишний вес, худощавость, высокий рост), принадлежность к более статусной или неблагополучной семье, другой национальности или религии. Причинами возникновения моббинга, его распространения в школах являются:
Механизм моббинга объясняется в терминах социальной психологии. С ее позиций школьный класс рассматривается как организованная группа с устойчивой структурой, в которой существует лидер, исполнители и члены, занимающие нейтральную позицию. Травля инициируется лидером, основана на его личных особенностях – неуверенности, чувстве неполноценности, потребности во власти, признании «подчиненными». Основные действия в отношении жертвы реализуются исполнителями (свитой), которые находятся под влиянием эмоционального состояния, идеологии лидера, действуют согласно его представлениям о хорошем и плохом, дружбе и вражде. Те учащиеся, которые не являются частью иерархии, либо сохраняют нейтралитет, либо ситуационно участвуют в моббинге. Именно эти дети могут быть привлечены на защиту ребенка педагогами и родителями. Лидер зачастую действует исподтишка, руководит исполнителями, но не проявляет себя в актах агрессии к жертве.
В более широком определении школьный моббинг – психологическое притеснение группой учащихся одного ребенка или учителя. Согласно этому представлению травля подразделяется по направленности и остается внутри класса либо вовлекает систему отношений педагоги-ученики. Моббинг между учениками может быть горизонтальным, когда жертвой становится одноклассник, и вертикальным, когда атакам подвергается ребенок младшего возраста. Данный тип поведения называют боссингом. По характеру проявления притеснение бывает отрытым (толчки, насмешки, обзывательства) и латентным (сплетни, эмоциональная изоляция). Основными фазами развития данного типа поведения являются:
По особенностям проявлений выделяют около 45 видов моббинга. В школе наиболее распространены вербальные формы воздействия на жертву: издевки, придирки, обзывательства, насмешки, клевета. В Интернете организуется «атака» негативными, непристойными комментариями, публичное унижение и провокация конфликтов в чате класса. Речевое воздействие реализуется в большей степени девочками. Высказывания нацелены на то, чтобы унизить, ранить чувства школьника. Проявление им ответной агрессии, обиды, слез воспринимается группой мобберов как сигнал об успешности действий.
Другая форма моббинга – физическая агрессия. Она может реализовываться скрыто, через «случайные» толчки, и открыто, через пинки, удары. Более свойственна мальчикам, причем жертва всегда слабее физически. Основная цель скрытых воздействий – запугать, держать в напряжении. При открытом проявлении силы атакующие стремятся прилюдно унизить ребенка, выставить его побежденным, беззащитным. Сцены побоев регистрируются подростками на видеокамеры мобильных устройств, записи с усмешками обсуждаются в интернет-пространстве. Нанесение серьезных увечий встречается реже, обычно совершается из-за неумения обидчиков оценить силу удара, контролировать гнев.
Психологическая травля проявляется принуждением к изоляции, бойкотированием. Жертва становится обреченной на одиночество, что приводит к подавленному состоянию, депрессии. Классический пример – изгнание ученика из группы за нежелание действовать в соответствии с требованиями лидера. При этом ожидаемые действия заранее планируются как унижающие чувство достоинства – принести еды, вытереть обувь «главаря», носить за ним тяжелую сумку. При организованном бойкотировании ребенка отрыто не впускают в класс на перемене, не позволяют ему находится рядом, отталкивают. Девочки демонстративно встают, молча перемещаются в другое место для продолжения беседы.
Эмоциональное насилие, проявляющееся прямо или косвенно, всегда влечет за собой травму. В зависимости от психической устойчивости жертвы и наличия поддержки дети выходят из ситуации моббинга с меньшими или большими потерями. Но травмы есть всегда, как бы несерьезно на взрослый взгляд не выглядели «дразнилки» ребенка сверстниками. Дети, подверженные травле, под давлением большинства склонны воспринимать эмоциональное и физическое насилие как результат собственных неправильных поступков или желания выделиться. Формируется чувство вины, ощущение ответственности за проявления агрессивности других. Ребенок замыкается, становится неуверенным в себе, уязвимым, беспомощным, не рассказывает никому о проблемах, постепенно начинает испытывать депрессию. Возникают мысли о самоубийстве, немотивированная агрессия, фобии, навязчивые идеи отмщения обидчикам.
Выявление случаев моббинга является непростой задачей для родителей, педагогов, школьных психологов. Ребенок, подвергающийся травле, неохотно говорит о трудностях во взаимоотношениях с другими детьми. Косвенными признаками патологических отношений являются снижение школьной успеваемости и ухудшение здоровья – частые простуды, обострение хронических болезней. К основным методам диагностики моббинга относятся:
Коррекционная работа с подростками проводится усилиями психологов, родителей, учителей. Для повышения эффективности мер первичный этап направлен на установление продуктивных отношений, основывающихся на ответственности, понимании возможности наказания. По необходимости жертвам моббинга назначаются консультации психолога и сеансы психотерапии. Общими методами борьбы с проблемой являются:
При совместных усилиях педагогов-психологов, школьных учителей, родителей моббинг в школе успешно устраняется, происходит переориентация интересов группы, восстанавливается социальный статус жертвы. В целях профилактики необходимо разработать правила поведения в школьном учреждении, выделить пункт с запретом на притеснение учеников, наблюдать за поведением подростков на уроках, досуговых и спортивных мероприятиях, при необходимости пресекать моббинг, периодически проводить диагностику отношений в классах, организовывать классные уроки и собрания с пояснением неприемлемости любых проявлений травли.
Вы можете поделиться своей историей болезни, что Вам помогло при лечении моббинга в школе.
Источники
Заявки на обратный звонок обрабатываются с 7:00 до 20:00. Запросы, оставленные позже 20:00, будут обработаны на следующий день.